Добро пожаловать в Московию! НЕФОРМАЛ

Военный историко-культурный центр/бывший форум КИРИФ Твердыня/

Объявление

Ответы на вопросы о вступлении в клуб- см. раздел форума "Застава". Жалобы и требования по сайту и форуму просьба подавать в "Разбойный приказ".

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Женская одежда.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В данной теме предлогаю выкладывать наши реконструкции по комплексу женского костюма.
Вот то что к конкурсу костюма написали, паспорт.

Костюм посадской девушки. Россия  XVI-XVII вв .
А.А.Нечаев Ю.Н.Торпчина

Источники.
       Основными источниками для реконструкции данного комплекса одежды послужили: Основными источниками для реконструкции данного комплекса являлись графические изображения XVI-XVII вв. В частности альбом А. Мейербера. ГПИБ. Зарисовки из книги С. Герберштейна «Записки о Московии», Корнилия де Брюина,   Д. Флетчера и др. Русские изобразительные источники фактически не использовались, так как в них отражены преимущественно церимониальные одежды высших слоев общества крайне отличавшиеся от одежды простых горожан, да и дворянства.
        Следующей группой источников являются описания комплексов одежды, в челобитных, списках краденного имущества и др. документы содержащие информацию о элементах костюма. Использовались и материалы иностранных путешественников (см. выше) которые уделяли большое внимание предметам быта и элементам костюма, как знати так и простых горожан. Несмотря на относительную многочисленность источников, они не дают достаточного представления о комплексах одежды крое и материалах использовавшихся при изготовлении оных.
Большое значение имели труды русских историков посвященные костюму, таких как Забелин И в книге «Быт русских цариц», различные труды Рабиновича.
       Огромное значение в связи с этим имеют этнографические материалы собиравшиеся на протяжении XVIII – XX русскими этнографами С.Б. Просужих,  Масловой Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник, Савваитов П.И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. Маслова Г.С. Одежда //Этнография восточных славян.-М.,1987. и другие работы. Огромное значение для проведенной работы имели элементы костюма соответствующей эпохи хранящиеся в отделе тканей ГИМ и Рязанском музее.
   
     В рассматриваемый вариант комплекса женской одежды весеннее осеннего периода входили: Головодец – наголовная повязка, шапка – коптур, рубаха нижняя льняная, рубаха верхняя, шушун холодный – сарафан косоклинный с откидными рукавами, зипун женский, чулки вязаные крючком пуховые, коты – короткие валенки.
    Шапка – коптур. Такие шапки упоминаются в описаниях русского костюма иностранными путешественниками, часто встречается как на русских так и на иностранных изображениях соответствующего периода, данный тип головного убора специально был предназначен для ношения на невысоком кокошнике, или другом невысоком головном уборе, иногда поверх шапки повязывался платок (до трех платков) о чем свидетельствуют этнографические материалы русского севера конца XIX – XXвв. Но на большинстве изображений женщин рассматриваемого периода платок отсутствует. В реконструируемом варианте костюма шапка выполнена из кошачьего меха широко распространенного среди городского населения Москвы  среднего и невысокого достатка, XVI века. Котур одет поверх простой девичьей головной повязки – головодца, широко распространенной как на селе , так и у городского населения вплоть до конца XIXв. Выполнен данный головной убор из льна, материала не дорогого, который могло позволить себе все население страны. Вышивка бисером является вариацией на тему аналогичных вышивок XVI – XVIII вв. Бисер как украшение применялся со значительно более раннего периода, и применялся для украшения одежды как городским так и сельским населением. Огромная популярность бисера была обусловлена его дешевизной, а к XVIв он является даже несколько архаичным, но тем не менее достаточно популярным. (Рис. 1 – шапка, Взят из альбома Меенберга.)
      Рубаха нижняя, она же сорочка. Туникообразного раскроя, что характерно как для женских так и для мужских рубах XX века.. Полотнище перегнуто пополам по бокам вставлены косые клинья в подмышку вставлены квадратные кусочки ткани т.н. ластовицы. Изображения подобных рубашек встречаются у Мейнберга. Так как по рисункам невозможно установить крой данного элемента одежды, автором были использованы материалы этнографии. Подол рубахи мог быть вышит, или не иметь вышивки, как сделано на представленном варианте костюма. Нижняя обязательно подпоясывалась. Рукава рубахи будучи относительно широкими в верхней части сильно сужаются к запястьям. Материал – беленый лен.
      Верхняя рубаха. Установить точный внешний вид рубахи представляется затруднительным, так как на большинстве изображений на женщинах верхняя одежда, которая закрывает рубаху и видны лишь рукава, и те фрагментарно. По аналогии с рукавами рубах на изображениях как знати так и  простолюдинов, можно составить представление и о самой рубахе, привлекая материалы этнографии. Так в Каргополе и других областях севера такие рубахи зафиксированы в XVIIIв. Также подобные рубахи носятся и в староверческих общинах, что характерно наибольшее распространение они имеют среди выходцев из европейской части России (не север). В покрое рубахи использованы полики, Рубаха состоит из четырех полос ткани с отсутствием клиньев. Рубахи такого типа  использовались наравне с рубахами с клиньями. Их крой зачастую считался даже более архаичным в ряде губерний. Материал - беленый лен.
     Обе рубахи сшиты характерным  для  древней одежды в России «бельевым запошивочным швом» (шов которымпрошивается большая часть современной одежды не историчен не разу).
     Сарафан косоклинный на проймах с отложным рукавом – шушун, он же саян. Неоднократно упоминается в описях украденного имущества XVI – XVII вв. в том числе в Москве. Данный сарафан сохранился фактически без изменений в староверческих общинах Сибири. Украшен вышивкой гладью с бисером, стандартным криульным орнаментом который использовался в России с древнейших времен.
     Шупка, или зипун женский. Часто упоминается в описях украденного имущества. Этот тип одежды был весьма широко распространен среди городского и сельского населения вплоть до XVIIIв. Данный вариант шубы забавно назывался «шубой на рыбьем меху», что означало теплую одежду изготовленную из нескольких слоев шерстяной ткани, или подбитую ватой, эта одежда характерен для небогатых слоев населения.
    Способ пошива данной одежды хорошо виден на изображении в альбоме Мейберга. Учитывая максимальную ширину ткани и способы кроя характерные для одежды того периода, можно с легкостью восстановить недостающие детали на рисунке, некоторая информация о данном типе одежды содержится в работах этнографов.
    Чулки вязанные крючком. Вязание крючком известно в России с XV века. Вопреки распространенному мнению о том, что все вещи вязались иглами, вещи вязанные крючком были широко распространены. О чем свидетельствуют и археологические источники. Представленные чулки восстановлены по материалам этнографии. В музее рязанского кремля сохранились женские чулки вязанные крючком и относящиеся к концу XVI – XVIIвв.
     Коты – короткие валенки. Вопреки распространенному мнению о отсутствии валенок в современном понимании, они были весьма широко распространены. Т.к. войлок применялся на территории современной России с 9 в. до н.э. О наличии короткой войлочной обуви типа современных валенок, которые кстати и по сей день называются коты, свидетельствуют и археологический материал, так и частые упоминания данного типа обуви в письменных источниках XVI века, подобная обувь предположительно встречается и на изображениях XVI – XVII вв.

Фото иприложим на днях, как только зафоткаем, будет и раскрой и все прочее, буквально в течении недели.

0

2

Фтыкать здесь
Втыкать в девчачий головной убор!
Девичий головной убор: венец Костромская губерния Россия. Начало 19 в. Холст, шнур, медь, фольга, перламутр, стекло, блестки, льняная нить; плетение, вышивка. 28х33 см

0